Новые направления ландшафтного дизайна
Как только мы становимся владельцами заветного участка земли, нами овладевают, проснувшиеся инстинкты земледельцев и мы начинаем творить сад своей Мечты. Ради этого мы с головой окунаемся в поиски решений для его воплощения в реальности. Ведь независимо оттого, что это будет - обыкновенный огород, или воплощение садов Версаля, нам необходим идеальный конечный результат.
В ландшафтном дизайне имеется такое понятие, как стиль. Попробуем разобраться, что же он из себя представляет. В ландшафте стиль - это ни что иное, как специальные правила, выдвигаемые к планировке, цветовым решениям, гармоничному подбору растений, малым архитектурным формам, которые в итоге сформировали два основных направления в дизайне: регулярное и пейзажное. Их динамичное развитие, прошедшее через всю историю человечества, по сей день дополняется и корректируется нашими современниками.
Регулярный стиль - это обширные пространства, в которых главенствует дом, а композиционная ось строится так, чтобы раскрыть далёкую перспективу, строгость симметрии и прямых линий в планировке будущего сада, а также зеркальности относительно оси композиции. Всё это нам знакомо по роскошным французским садам, с их прямыми аллеями, стрижеными кустарниками и строгими геометрическими формами бассейнов с фонтанами. Сады Востока, в отличие от европейских, в первую очередь отражали в себе идеи и настроение, религию и мировоззрение правящей элиты. Их основа - «чор-багх» («четыре сада») - символ райского сада, из которого вытекает четыре священные реки, разделяющие его на четыре части. Их характерной чертой является мощение, вместо привычного нам газона.
Пейзажный стиль пришёл в Европу из Азии, а точнее из Китая. Китайцы всегда придавали большое значение ландшафтному искусству. Основной задачей архитектора в этом деле было найти точку, с которой открывался вид на самый красивый пейзаж и подчинение главной композиции всех остальных. Сегодня очень актуален японский пейзаж, в котором каждая деталь - мостик, зонтик или фонарь - несёт сложную смысловую нагрузку. Его принципы - это возможность созерцания природы, ощущение спокойствия и отдыха даже на минимальном пространстве.
Как ни странно, но мода присуща и ландшафтному дизайну. Она, как и в одежде разделяется на высокую, которая диктуется ежегодными выставками в Челси с конца ХIХ века и отдаёт предпочтения последнее время экологичным ландшафтам и дикорастущим растениям и pret-a-porte. Всё это не могло не отразиться на садах российских модников, в которых сегодня царит смешение стилей и постоянный интерес к дворянской усадьбе. Это выражено и в лирических берёзках, и лужайках с полевыми цветами, и зарослях сирени с жасмином. Но на фоне этого не снижается актуальность ни японского, ни итальянского, ни мавританского стилей, а также растёт интерес ко всякого рода декоративным украшениям и зелёным скульптурам, что позволяет дизайнерам выходить за жёсткие рамки правил и проявлять максимум фантазии.
В результате современный сад - это авторская работа, основанная на индивидуальном видении данного ландшафта его владельцами.